История храма и прихода в XIX — XX столетиях

Богато украшенный Святой Крест на позолоченном резном фоне с шестью клеймами, иллюстрирующими его обретение, стоял слева от Царских врат под позолоченной сенью в виде ротонды, украшенной драпировками. Это указывается в Описи церковного имущества храма  на Никольском погосте что у Иисусова Креста, хранящейся ныне в музее Ростовского кремля ( ГМЗ «Ростовский кремль», АД № 730). В пункте 12 этой описи указан Животворящий Крест Господень, имеется его подробное описание.

. В 1885 году Указом Духовной Консистории от 23 апреля за № 2859 на основании определения Святейшего Синода от 19-28 февраля 1885 года был установлен пятичинный состав причта, состоящий из 2-х священников, 1-го диакона и 2-х псаломщиков. Церковные клировые ведомости за 1809 -1810г, 1903-1905г.г., хранящиеся в архивах (Гс.Ф ГАО. Ф.123 (р), Оп. 1.Д. 186, 188, 189, 191) донесли до нас имена церковнослужителей тех времен. В 1809-1810г.г. в храме служили 2 священника: о. Александр Васильев, о. Иаков Петров.

В 1903-1905 г.г. там служил протоиерей Николай Павлович Попов, который родился в г. Ростове в 1838 году, в семье священника Павла Яковлевича Попова. Учился в Ярославской духовной семинарии и по окончании ее в 1858 году рукоположен Высокопреосвященным владыкой Нилом во священники с назначением настоятелем в храм на Никольском погосте что у Иисусова Креста. В 1881 году протоиерей Николай Попов назначается Благочинным округа. За усердное и безупречное служение он имел награды как от епархиального начальства, так и от Священного Синода. В 1886 году по определению Священного Синода награжден Наперсным Крестом, а в 1888 году- Орденом Св. Анны 3-й степени, в 1901 – Орденом Св. Анны 2-й степени.  В 1894 году иерей Николай Попов возведен в сан протоиерея. Из Ведомостей известно, что  в « …погосте Кресто- Иисусовском находится начальная народная школа, открыта по приговору местных прихожан, содержится ими и земством. Помещается в церковном доме бесплатно. В 1904-1905 учебном году в школе обучается учеников мужскаго пола 40, женскаго  28» (Ф. 123 (Р). Оп.1.Д.189). Попечителем народной школы был о. Николай Попов, кроме того, он исполнял обязанности наблюдателя над церковно- приходскими школами и школами грамоты IV округа Ростовского уезда.  Две его дочери, Евгения и Мария, преподавали в начальной народной школе, одна- по окончании Ярославской 2-й гимназии, вторая-  женского епархиального училища.

Вторым священником в это же время был Иоанн Иоаннович Иконников. Он родился в 1838 году в семье Иоанна Иосифовича Иконникова, священника с. Флоровское Угличского уезда. По окончании Ярославской духовной семинарии в 1864 году рукоположен  в сан  священника и назначен служить в церковь с. Поляна, а в 1884 году переведен в храм на Никольском погосте что у Иисусова Креста.  Он также занимался обучением приходских детей, проводил катехизаторские беседы среди взрослых. Был выбран священством  и утвержден епархиальным начальством духовником по благочинию округа. За добросовестное служение неоднократно награждался епархиальным начальством и Священным Синодом.

Известно, что в самые смутные и трагические годы 1919 – 1937 в храме служили два священника: Иоанн Михайлович Добротин и Алексей  Виноградов , а также диакон Петр Соколов.

В 1919 году сам храм, а также все имущество, находящееся там, было объявлено Ростовским уездным совдепом как народное достояние, а верующие   получали его в пользование от советской власти и обязались его беречь, о чем свидетельствуют архивные документы (ГМЗ «Ростовский Кремль», АД №730). От органов советской власти соглашение подписано представителем совдепа, со стороны общины верующих-  священником Иоанном  Добротиным, священником  Алексеем Виноградовым, диаконом  Петром Соколовым, псаломщиком Василием Покровским  и группой прихожан, фамилии которых также указаны в этом документе.

В 1925 году сотрудники Ростовского Государственного музея осматривают храм, составляют акт, в котором говорится, что сам храм на Никольском погосте что у Иисусова Креста, а также все имеющиеся там предметы принимаются на учет Ростовским Государственным музеем и  не подлежат перемещению, вывозу и переделке без разрешения музея .

В  декабре 1928 года протоиерей Иоанн Добротин арестован. Он был осужден и сослан в концлагерь, который находился в с. Деревянск Усть-Коломского района Коми АО. Из воспоминаний его родственников известно, что  однажды к матушке Елизавете Ивановне пришел незнакомый человек и передал записку— свернутую бумажку. В ней было написано: «Ваш муж, Добротин Иван Михайлович, отдал Богу душу 25.11.1931г.»
В феврале-марте 1937 г. пленум ЦК ВКП(б) выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в условиях социализма. 1 апреля состоялся 4 пленум   Ивановского облисполкома. Председатель исполкома Аггеев, другие ораторы все недостатки в работе промышленности, сельского хозяйства списывают на классовых врагов, нарастает волна всеобщей подозрительности и взаимных обвинений. Летом 1937 года во всех структурах начались чистки. Приказ НКВД от 30 июля 1937 г. прописал контингенты населения, подлежащие репрессиям, утвердил  количество лиц,  подлежащих репрессии по каждой области. В Ивановской предстояло в четырехмесячный срок репрессировать 2750 человек, из них по первой категории (расстрел) —  750. Вот тогда и был арестован второй священник и регент храма, сведения о них еще находятся в стадии поиска.

В документах за 1936 год зафиксировано, что Храм Воздвижения Креста в Погосте Крест был действующим, хотя церковный дом и сторожка были конфискованы новой властью для проживания членов коммуны им. Сталина. (ГАИО. Ф.р-2953. Оп. 1 Д. 16а; Ф. р. -1661. Оп.1.Д.158).

Верующие писали в августе 1937 года: «В июле 1937 г. органами НКВД арестованы священник и регент. По нашему ходатайству присылается другой священник, но под натиском районных организаций и сельсовета имеется задержка в открытии. 23 августа была организована комиссия в составе заведующего районным финансовым отделом, председателя сельсовета и техника и поставлен вопрос о капитальном ремонте церкви, требующем тысячи рублей. Районные организации насильно закрывают церковь, и мы комиссии не доверяем. Все налоги и страховые платежи за церковь уплачены своевременно, не имеется задолженностей в течение всех прошлых лет. На основании Сталинской конституции. районная власть не вправе вмешиваться и насильно закрывать церковь, не имея обоснованных причин. От лица верующих просим разрешить нам обряды, так как скоро храмовый праздник». В заключении технической комиссии отмечалось: «Колокольня имеет трещину в связи с перегрузкой колоколами, общий вес которых составляет 14 тонн». Комиссия ставила явно нереальные сроки, требуя провести ремонт менее чем за месяц, к 15 сентября 1937 года.  Верующие провели частичный ремонт и просили перенести работы по ремонту штукатурки и побелке фасадов на весеннее время. Они писали в облисполком: «Ремонт произведен…Просим открыть церковь, так как этого требуют престарелые люди, и дать разрешение для подыскания священника».  Президиум Ивановского облисполкома 9 декабря 1937 года принял решение «ввиду того, что колокольня имеет трещину и угрожает обвалом, утвердить решение Ильинского райисполкома о прекращении колокольного звона и снятия колоколов». 16 марта 1938 года колокола были сняты и отправлены на переплавку. (ГАИО.  Ф. 2953. Оп. 3. Д. 718) . Сведения о том, что колокола были сброшены с колокольни в 1928 году после ареста священника Иоанна Добротина не находят документального подтверждения.

Не получив поддержки от местных органов власти, верующие трижды – в августе и в сентябре 1937 г., затем в марте 1938 г. обращались с жалобами во ВЦИК к М.И. Калинину.

Но, как было принято, жалобы вернулись в облисполком и представлены на усмотрение местных органов власти. В окрестных деревнях провели собрания колхозников, где без учета мнения верующих жителями принимались решения о закрытии храма, богослужения в котором были запрещены местными органами власти. Храм был закрыт в соответствии с решением облисполкома от 29 февраля 1940 года по ходатайству общих собраний членов колхозов «Луч», «им. Буденного», «Искра», «Коммунар», «1 Мая» и Ильинского райисполкома. «Религиозная община распалась… Церковь эта для культовых целей не используется в течение трёх лет… Учитывая, что здание совершенно непригодно для использования как на культурно-просветительные, так и на хозяйственные цели, разрешить исполкому райсовета церковь разобрать». (ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 122).

Документов об обстоятельствах переноса Креста в с. Годеново обнаружить не удалось. Из обнаруженных документов следует, что до 1940 года это было невозможно, потому что за имущество, хранившееся в храме, община несла материальную ответственность, и его недостача могла послужить основанием для расторжения договора на пользование храмом, заключенным в 1919 году с органами новой власти.

Из рассказа уроженки и жительницы с. Погост Крест Бабариной (Кузнецовой) Алевтины Ивановны известно, что после закрытия храма в 1940 году верующие тайком уносили и прятали почитаемые святыни. В их семье хранилась Плащаница, вышитая бисером, которая сгорела во время пожара вместе с домом.

Можно предположить, что таким же образом была спрятана и где-то тайно хранилась главная святыня храма – Крест Господень до его переноса в храм Иоанна Златоуста с. Годенова. В акте экспертизы храма свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново, которая была проведена в 1945 году, явленный Крест не упоминается. Очевидно, что перенос Креста стал возможен после Великой Отечественной Войны, во время некоторого потепления церковно-государственных отношений, поскольку добиться открытия храма в с. Погост Крест было невозможно.

По свидетельству Алевтины Ивановны Бабариной, в 1940-х годах до начала 60-х в двухэтажном корпусе на территории храма располагался детский дом.  Она попала в него после смерти матери в середине 40-х годов. В начале 40-х туда привезли детей из Ленинграда, позже там были дети из Ивановской области. В 50-х годах директором детского дома был Борис Викторович Беляевский. Он был внуком священника, служившего в Петербурге. Алевтина Ивановна вспоминает, как директор, увидев царапину на внутренней стене храма,  собрал детей на линейку и сказал: «Плохо, что мы храним здесь, в храме, дрова. Но нам негде их хранить. Прошу вас,  берегите роспись, расписывал церковь замечательный художник,  это все — народное достояние». Борис Викторович был верующим человеком и был вынужден скрывать это. Но надписи на стенах храма на церковнославянскам языке, которые рассказывали о явлении Креста, девочкам – старшеклассницам читал и переводил.

На фотографии директор детского дома Борис Викторович Беляевский с выпускниками детского дома. 28 августа, 1958г.

В 1960-е годы в Погосте Крест решили устроить МТС и для получения кирпича, принимая во внимание решение облисполкома 1940 г., храм стали разбирать. К 1974 году он был практически полностью разрушен, сохранились нижние ярусы колокольни и руины северного придела.

Восстановление храма началось после образования здесь в 1998 году монашеской общины, которую возглавил игумен Борис Храмцов (1955-2001). Воссоздание каменного  Воздвиженского храма началось в 2000 году. Как и в прошлом, главный престол посвящен празднику Воздвижения Креста, а приделы – свт. Николаю Чудотворцу и празднику Покрова Богородицы. Дополнительный придел в трапезной устроен в честь свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба. Главный престол и придел свт. Николая Чудотворца освящены в 2004 году . В 2011 году указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа был учрежден мужской монастырь Животворящего Креста Господня. В 2012 году освящен Покровский придел храма. Здание, выстроенное в середине XIX века для предполагаемого здесь монастыря, отремонтировано и приспособлено для проживания братии. Вокруг обители возведена монастырская стена с башнями и святыми вратами. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. По средам и пятницам после Божественной Литургии служится молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню. Каждый четверг – молебен свт. Николаю Чудотворцу.

 

История храма и прихода в с. Погост Крест в период с 1917 года до конца 90-х г.г. XX столетия хранит множество тайн. Остаются неизвестными  имена и судьбы многих новомучеников, за веру пострадавших в этом святом месте, где явился Крест Господень. При раскопках и разборе руин у старой паперти в грунте обнаружены останки людей с простреленными и проломленными черепами. Неизвестна также судьба второго священника и регента, арестованных в 1937 году, поэтому архивные изыскания будут продолжены.